Телевизоры 8K —
будущее в вашем доме
В 2013 году на международной выставке потребительской электроники CES, японская компания Sharp показала панель с разрешением 8К. Демо-видео подсолнухов, развёрнутое более, чем на 30 миллионов пикселей, выглядело потрясающе. Казалось, будто стоишь в поле, смотришь на цветок перед собой и можешь до него дотронуться. Спустя пять лет компания Samsung выпустила первый 8K-телевизор, а японская NHK запустила первый 8K-телеканал и пообещала трансляцию Олимпийских игр 2020 в 8К-разрешении. Но зачем все это, если даже в 4К пока что нечего смотреть?
С первобытных времён человечество стремилось запечатлеть реальность в искусстве. Согласно эстетическим представлениям, художественный образ, будь он воплощён в эллинской скульптуре или пейзаже импрессионистов, то преображал действительность, то максимально точно передавал её. Благодаря идеям постмодерна и развитию технологий, конец XX век стал эпохой гиперреализма, которая продолжается по сей день.
Эстетика гиперреализма вдохновляет создавать такие художественные объекты, которые в терминологии идеолога эпохи постмодерна Жана Бодрийяра, симулировали бы реальность. Благодаря вниманию к текстурам, свету и тени, а также потрясающей детализации, работы гиперреалистов вызывают у зрителя ощущение присутствия, или иммерсивности. И заставляют его усомниться, что же именно он созерцает — фото или живопись? Реальность или вымысел?
Такая реакция мозга обусловлена универсальным принципом — чем больше исходных данных, тем детальнее финальная картина. В нашем случае речь о данных, экспонированных на сетчатку глаза и формирующих поток зрительной информации, на основе которого мозг создаёт цельное изображение. Так вот, для мозга разница между реальным объектом и визуальной симуляцией лишь в объёме и характере зрительной информации, которую он о них получает. И когда симуляция изобилует правильными с точки зрения нашего опыта деталями и достаточно точна, происходит разлом в реальности, сквозь который хочется протянуть руку к тем самым подсолнухам. Обостряется и эмоциональное восприятие — на основе одного лишь изображения, вы можете рассуждать о весе объекта, его температуре, характере текстуры и прочих атрибутах.
Экран телевизора — это средство передачи информации, объём и точность передачи которой напрямую зависят от разрешения. Как и с работами гиперреалистов, здесь действует тот же принцип — чем больше данных, тем точнее линии и глубже оттенки, тем выше шанс обмануть мозг и выдать симуляцию за реальность. Рост разрешения обеспечивает тот самый эффект иммерсивности.
По этой причине ошибочно сводить переход на 8K лишь к элементарным темам резкости и чёткости. Также бессмысленны и попытки сравнивать изображения 8K и 4K по плотности пикселей и вечные вопросы о «разрешении глаза», который якобы не может разглядеть всех тех деталей, что способен передать 8K-экран. Единственный критерий — ваши ощущения. Смотрите ли вы видео на экране, неосознанно подмечая обман, или созерцаете поле через окно?
Но есть и более приземлённая причина создания 8K-панелей. Согласно исследованиям ведущего аналитического агентства IHS Markit, люди по всему миру покупают всё больше телевизоров с диагональю от 65 дюймов. Чтобы сохранить высокое качество и максимальную детализацию изображения на таких больших экранах и приходится повышать разрешение.
Изюминка 8К-телевизоров не столько в экране, сколько в процессоре и в том, что он делает. Разместить на панели много-много крошечных пикселей для передачи большего объёма информации не так уж и сложно. Растянуть на них изображение, состоящее из меньшего числа пикселей — вот по истине непростая задача.
К примеру, площадь кадра с разрешением Full HD в 16 раз меньше, чем 8K. Это означает, что на экране он будет окружён чёрным пространством. Чтобы такого не произошло, его нужно масштабировать, или апскейлить, как говорят специалисты, приблизив в 16 раз.
Обычно при апскейлинге (повышении разрешения и качества изображения) используются математические алгоритмы интерполяции. Они перестраивают изображение, превращая один пиксель в несколько. При этом значения новых пикселей, просто-напросто вычисляются исходя из значения соседних. Но интерполяция приводит к таким артефактам, как алиасинг (когда картинка становится зубчатой), размытие и эффект Гиббса. Проще говоря, получается не очень: изображение выглядит грубо и неестественно и об иммерсивности, то есть эффекте присутствия, или погружения, говорить не приходится.
Мощность современных телевизионных процессоров, технологии искусственного интеллекта и машинное обучение позволяют уйти от традиционной интерполяции и перестать масштабировать изображение по строгим универсальным шаблонам. Они умеют распознавать сюжет кадра, оценивать качество изображения и уже на основе этого анализа изменять масштаб, попутно внося индивидуальные корректировки, которые улучшат восприятие. И все это — в реальном времени.
Результат потрясающий — контент из любого источника, будь то телеэфир или потоковое видео из онлайн-кинотеатра в 4K-разрешении и ниже, пройдя обработку искусственным интеллектом и превратившись в 8K, воспринимается практически так же, как нативный контент, изначально снятый в формате 8K. Более того, если вы сравните его с исходным контентом на телевизоре, под который тот был создан, то ощутите, что визуально он стал интереснее, приятнее, реалистичнее. Всё это кажется фантастикой, не так ли?
Сейчас рынок 8К-телевизоров только-только зарождается и действующие технологии умного масштабирования для массового рынка пока что разработали лишь три компании — Samsung, LG и Sony.
В телевизорах Samsung Neo QLED 8K применяется мощнейший процессор на базе ИИ —Neo Quantum 8K. Он оснащен усовершенствованной технологией масштабирования до 8K, которая использует данные, сгенерированные из 16 нейронных сетей. Это позволяет получить максимально высокое разрешение 8K независимо от качества изображения источника. Так картинка обретает глубину и перспективу.
Умные процессоры Samsung постоянно развиваются, обеспечивая максимальное качество изображения 8K при помощи искусственного интеллекта, мульти-интеллекта, сверхточного управления освещением и повышение контрастности при помощи технологии глубокого обучения.
Примерно так же работают телевизоры LG NanoCell с процессором α9 второго поколения и интеллектуальной платформой AI ThinQ. Однако они могут анализировать не только контент, но и освещение в комнате, чтобы подстраивать яркость наилучшим для человеческого глаза образом.
Компания Sony держится особняком. Она не рассуждает об искусственном интеллекте и машинном обучении, а просто заявляет, что технология 8K X-Reality PRO в телевизорах ZG9 основана на двух эксклюзивных базах данных. В первой содержатся образцы, по которым процессор X1 Ultimate масштабирует контент до 8K. Но не всё, как говорится, под одну гребёнку. В процессе участвует технология Object-based Super Resolution — она распознает отдельные объекты в кадре и повышает их разрешение индивидуально. Вторая база данных используется для подавления шумов. Sony обращает внимание на то, что базы данных постоянно пополняются, стало быть, и качество апскейлинга будет повышаться.
Разумеется, искусственный интеллект в 8K-телевизорах отвечает не только за повышение качества и разрешения изображения. Он помогает корректировать контрастность в отдельных областях кадра, обеспечивает плавные переходы цветовых оттенков, регулирует яркость — делает всё то, что мы обычно делали руками. И даже больше: интеллектуальные технологии в 8K-телевизорах Samsung и LG оптимизируют качество звучания. Они распознают жанр аудиоконтента и подстраивают звук, чтобы улучшить его восприятие. Телевизоры LG и вовсе умеют определять положение зрителя в комнате и особенности интерьера. Это необходимо, чтобы звуковые волны доходили до вас без искажений, и вы слышали то, что хотели донести создатели фильма. Как результат — ещё больший эффект иммерсивности. О том, что искусственный интеллект используется для голосового управления телевизором и говорить не стоит.
8К-телевизор — это уже совсем не тот «ящик», которому нужна антенна и видеомагнитофон, иначе он станет бесполезным. 8К-телевизор — интеллектуальное устройство с фантастической вычислительной мощью, способное за долю секунды в реальном времени произвести астрономическое число операций. И все ради одного — обмануть ваш мозг и подарить совершенно новые незабываемые ощущения, обеспечив невиданный уровень погружения.
В «М.Видео» есть разные модели 8K-телевизоров в различных диагоналях. Это первые ласточки — они предвещают будущее, и вы точно не захотите менять телевизор в ближайшие 7−10 лет, да это будет и не нужно. Поэтому цены соответствуют.
Самый широкий ассортимент у Samsung — например, серия Neo QLED 8K представлена тремя моделями QN900A, QN800A, QN700A в различных вариантах размера экрана от 55 до 85 дюймов. Телевизоры Samsung Neo QLED 8K 2021 года выполнены в новом дизайне Infinity One с почти безрамочным экраном. Он стирает границы между фильмом и реальностью за счет тонких рамок 0,8 мм и минимальной черной полоски по периметру матрицы. С боковой стороны Neo QLED также очень тонкий, его экран толщиной 15 мм закреплен на стильной металлической пластине без наклона. А модуль Slim One Connect Box — совершенно новая система управления проводами, которую можно убрать в заднюю часть телевизора. Она упрощает установку устройства и обеспечивает более аккуратный внешний вид.
Если вас заинтересовал телевизор LG, то выбор тоже есть — NanoCell и QNED доступны в диагоналях от 55 до 86 дюймов.
А вот Sony, напротив, представлен лишь в больших диагоналях — от 75 дюймов.
Мы намеренно не затронули в статье вопрос нативного 8K-контента, снятого на 8K-камеры. Его пока что нет, ведь мы живём в эпоху развивающегося контента 4K, а единичные 8K-видео на YouTube играют роль предисловия. Всё это создаёт вокруг 8K-телевизоров ауру фантастических девайсов из будущего — того времени, где будет HDMI 2.1, сети 5G и стабильное интернет-соединение на скорости от 100 Мбит/с. Однако уже сейчас благодаря искусственному интеллекту владельцы 8К-телевизоров способны испытывать от просмотра эмоции, пока неведомые подавляющему большинству людей на всём земном шаре. Они стоят на пороге новой реальности, созерцают её, вдыхают её воздух.