Кино лихих времен: 22 лучших фильма из 90-х
90-е остаются значимой страницей в истории кинематографа. Эпоха, предопределившая развитие многих жанров и открывшая множество новых имен. А еще сегодня этот период кажется последним, когда кино было свободным: не скованным ни закоснелыми форматами, ни предписаниями сердобольных моралистов. Мы предлагаем вспомнить лучшие зарубежные фильмы 90-х годов: яркие боевики, трогательные драмы, душевные комедии и леденящие душу ужасы.
Топ американских фильмов 90-х невозможно представить без картин Тарантино. Бодро стартовав с «Бешеных псов», он стал законодателем жанра остросюжетного кино.
«Криминальное чтиво» с хитроумным нелинейным повествованием, объединяющим несколько историй в одну, и искрометными диалогами, стало настоящей классикой.
За разборками бандитов следить так же интересно, как и за их разобранными на цитаты разговорами о фастфуде и религиозных откровениях. Потому что каждый хладнокровный гангстер — живой человек со своими тараканами в голове, иногда жуткими, иногда забавными, но всегда придающими герою обаяния. А культовые сцены вроде выразительного танца Винсента и Мии или монолога Кристофера Уокена о часах в необычном месте давно стали объектами многочисленных оммажей и пародий.
Среди всех ярких боевиков 90-х трудно назвать более влиятельный фильм, чем постмодернистский шедевр тогда еще братьев Вачовски. История программиста, пробравшегося за кулисы созданного компьютерами искусственного мира, буквально переизобрела этот жанр. Тут вам и адреналиновая ган-ката с паркуром, и невиданное доселе качество компьютерной графики, и применение эффекта замедленного времени «буллет-тайм», который взяли на вооружение не только другие режиссеры, но и создатели видеоигр.
Среди компьютерщиков «Матрицу» особенно почитали, ведь сценарий развивал популярные в те годы теории о виртуальной реальности и симулякрах — не зря дома у Нео лежит томик Бодрийяра. Впрочем, отдельная прелесть первой части франшизы в том, что, даже закрыв глаза на философские подтексты, можно просто наслаждаться увлекательным сюжетом и боевой хореографией на уровне искусства.
Энтони Хопкинс в роли Ганнибала Лектера представил совершенно новый образ экранного киноманьяка. С одной стороны — изощренный психопат и садист, с другой — тонкий психолог и интеллектуал. Одновременно безобразный и притягательный как для зрителя, так и для героини Джоди Фостер.
Молодая сотрудница ФБР Клариса Старлинг вынуждена идти на сделку с заключенным, чтобы поймать другого, находящегося на воле преступника. Способность Лектера проникнуть в образ мыслей «коллеги» оказывается неоценима для расследования, но с каждым новым сеансом он пробирается все глубже в сознание самой Клариссы. Ей остается лишь гадать, какие цели преследует в этой игре умов ее помощник. Напряженный триллер в традициях Хичкока до сих пор остается самой высоко оцененной экранизацией детективов Томаса Харриса.
Многолетнее сотрудничество Фрэнка Дарабонта со Стивеном Кингом подарило зрителям целую коллекцию эпохальных лент. Народно любимыми остаются и «Зеленая миля», и «Мгла», но даже на их фоне «Побег из Шоушенка» выглядит непоколебимой величиной — как-никак лидер зрительского рейтинга топ-250 по версии «Кинопоиска». Да и загуглив «лучшие фильмы 1990−2000 годов», вы наверняка наткнетесь на него в большинстве подборок.
Казалось бы, перед нами предельно простой сюжет о буднях заключенного, тайно готовящего побег. В литературном первоисточнике история уместилась в крохотный рассказ. Но выверенная драматургия на пару с отменной актерской игрой и филигранной постановкой возводят экранную версию «Шоушенка» до уровня оды несгибаемой человеческой воле, дружбе, надежде и стремлению к свободе. Вечный фильм на вечные темы.
Экранизация еще одного романа Стивена Кинга, на сей раз в более привычном для мэтра жанре ужасов. Главный герой фильма, коллега Кинга по литературному творчеству, попадает в аварию на дороге и приходит в себя с переломанными ногами в доме спасшей его женщины. Казалось бы, самое страшное уже позади: хозяйка кажется добродушной особой, да еще и фанаткой его книг! Но, прочитав оказавшуюся у писателя при себе рукопись неоконченного романа, она приходит в ярость и решает внести в текст некоторые правки. Даже если для этого придется задержать гостя у себя против его воли.
Да, мы знаем, что этот текст нарушает «первое правило бойцовского клуба», но не включить картину Дэнни Бойла в топ фильмов 90-х было бы куда более тяжким преступлением. Жестокий, циничный, разбивающий в пух и прах культуру потребления на пару с концепцией американской мечты — «Бойцовский клуб» мгновенно стал культовым и для белых воротничков, и для контркультурщиков. Главные герои в исполнении Эдварда Нортона и Брэда Питта будто представляют эти два полюса общества. Протест против набившей оскомину цивильной жизни для них выражается в простейшем и предельно понятном акте агрессии — и последствия не заставляют себя ждать. Экранизация великого романа, поднимающего темы внутренней и социальной борьбы, с годами смотрится только актуальнее.
Выпустить в 90-х на большие экраны трехчасовой черно-белый фильм о Холокосте, чтобы он стал лидером проката, мог только Стивен Спилберг.
Оскар Шиндлер вошел в историю как герой, спасший сотни евреев. Однако режиссер не идеализирует его фигуру. Шиндлер предстает на экране не как ходячий памятник, а как человек со своими слабостями. Он отчасти циничен, отчасти зауряден. Но именно он, столкнувшись с ужасной трагедией, оказывается способен на подвиг.
При всех художественных достоинствах «Списка Шиндлера» его главная ценность, пожалуй, в том, что фильм сделал одну из величайших мировых трагедий в истории понятной и близкой современному зрителю.
Люк Бессон славен не только режиссерскими работами — во Франции он спродюсировал чуть ли не все лучшие фильмы девяностых. Фирменный эксцентричный стиль режиссера помог рассказать историю, в которой простой таксист на пару с очаровательной незнакомкой спасают Землю.
«Пятый элемент» — этакий бурлеск в форме фантастического кинобоевика. Разнузданный и яркий, полный гротескных персонажей, динамичных сцен, шуток на грани фола, безумных костюмов и причесок, которые могли родиться только в уме дизайнеров 90-х. И, что самое главное, лента получилась очень веселой.
Для братьев Коэнов 90-е были крайне плодотворным периодом: высоких оценок удостоились и мрачный «Бартон Финк», и остроумный «Фарго». Но особенно обласканной зрительской любовью остается комедия «Большой Лебовски» — знаковый фильм и для неразлучного режиссерского дуэта, и для Джеффа Бриджеса. Герой по кличке Чувак — словно слепок ушедшей эпохи: живущий на расслабоне бумер, не любящий совать нос в чужие дела и проводящий будни за игрой в боулинг. Но именно ему предстоит сыграть решающую роль в запутанной криминальной схеме по похищению молодой жены стареющего богатея. Образ Чувака оказался настолько мощным, что психологии и философии этого героя посвящали книги и научные статьи. Для зрителей он остается примером беззаботного парня, который хочет спокойно жить своей жизнью, но постоянно находит какие-то приключения.
В последние годы франшиза «Терминатор» переживает не лучшие времена. Повторный просмотр второй части — лучший способ вспомнить о том, что когда-то под этим названием выходили революционные с технической точки зрения фильмы, да еще и с толковым научно-фантастическим сценарием. Самые эпичные сцены в «Терминаторе 2» снимались почти без использования компьютерной графики, а с помощью практических спецэффектов, которые, как известно, не стареют. История о восставшем против человечества искусственном интеллекте ничуть не утратила актуальности, а в карьере Арнольда Шварценеггера роль боевого робота так и осталась главной.
Сновидческое путешествие по чертогам искалеченного человеческого разума от одного из главных независимых творцов Голливуда Дэвида Линча — режиссера культовых фильмов 90-х, подарившего миру знаменитый сериал «Твин Пикс».
Фред Мэдисон сталкивается с чередой пугающих и необъяснимых событий. Финальным аккордом становится загадочная смерть его жены. Мужчину обвиняют в убийстве и приговаривают к высшей мере наказания. Но давящий триллер вдруг принимает фантастический оборот: заключенный внезапно превращается в совершенно другого человека.
«Шоссе в никуда» — фильм-загадка, предлагающий зрителю попробовать себя в роли детектива, собрать улики и самостоятельно распутать сложносочиненный сюжет.
Саркастичный репортер Фил Коннорс (Билл Мюррей) оказался в персональном аду. Отправившись освещать праздник в провинциальном городе, он по неизвестным причинам попадает во временную петлю. Раз за разом герой просыпается в гостинице под надоедливую мелодию будильника и проживает один и тот же день. Из такой фабулы можно было бы сделать фильм любого жанра, но у Харольда Рэмиса вышла одна из самых душевных и жизнеутверждающих комедий в истории кино. Герой постепенно меняет свое отношение к жизни, учится ценить близких и находит смысл существования даже в таких незавидных условиях.
Шедевр на все времена, в котором нашлось место и уморительным сценкам, и романтике, и драме с философским гуманистическим подтекстом.
«Болтливые тинейджеры разбирают фильмы ужасов, пока их режут на кусочки, — да все это постмодернистское дерьмо устарело еще в 1996-м!» Такой фразой маэстро хоррора Уэс Крейвен простебал свою картину в четвертой части франшизы. А в 90-е лента была действительно революционной.
Сейчас модно снимать хорроры, переворачивающие каноны жанра, а ведь «Крик» был родоначальником этого тренда. С одной стороны — образцовый ужастик про маньяка с ножом; в каждом кадре ощущается напряжение, а развязка оказывается неожиданной. С другой — остроумное высмеивание киношных штампов с отсылками к классике и едкой сатирой на популярные фильмы 90-х, их критиков, зрителей и, конечно же, создателей.
Главная звезда легендарных вестернов прошлого, Клинт Иствуд, переосмысливает каноны жанра, дебатируя со своими великими предшественниками вроде Серджо Леоне и Джона Уэйна. Он изображает Дикий Запад таким, каким он всегда был — жестокой мясорубкой. А воспетые фильмами XX века герои-одиночки оказываются простыми головорезами, готовыми убить любого за несколько долларов.
Уставший от беспредела бандит в исполнении самого Иствуда решает остепениться и завести семью, но обстоятельства вынуждают его завершить одно грязное дело. Реалистичный и мрачный фильм, позволяющий взглянуть на классический киношный сеттинг под совершенно иным углом.
В кинотеатрах «Основной инстинкт» ждал провал, в прессе — разгром от именитых критиков, и даже сам Верховен спустя годы вспоминает его нехотя. Зато в среде киноманов и любителей жанра этот эротический триллер со временем приобрел культовый статус.
История отношений мрачного детектива и подозреваемой в убийстве мужа молодой писательницы пронизана сексуальным напряжением, хотя по современным меркам чрезмерно откровенных сцен тут не так много. Шэрон Стоун блестяще воплотила образ соблазнительной и пугающей роковой красотки в лучших традициях нуара. От ее героини не знаешь чего ждать вплоть до финальных титров. Потому и оторваться от просмотра так тяжело — хочется увидеть, зачем ей на самом деле этот нож для колки льда…
Молодая шотландская девушка Бесс ждет возвращения с работы своего возлюбленного Яна и молит бога о том, чтобы Ян всегда был рядом с ней. Но ее желание исполняется самым издевательским образом: мужчина возвращается домой покалеченным и оказывается прикован к постели. Героиня винит в произошедшем себя и готова пойти на что угодно, чтобы вернуть самого дорогого человека к жизни.
Окружающие поначалу жалеют ее, затем подозревают в сумасшествии и, наконец, начинают презирать, но Бесс не отступает от своего.
Душераздирающая история самопожертвования, принесшая Ларсу фон Триеру Гран-при Каннского кинофестиваля задолго до того, как он заслужил славу главного провокатора мирового кинематографа.
Вспоминая лучшие фильмы 90-х, невозможно обойти вниманием хрестоматийный фильм главного создателя неожиданных сюжетных поворотов в современном Голливуде — М. Найта Шьямалана. Жутковатый триллер с Брюсом Уиллисом в неожиданной для него роли детского психолога, пытающегося помочь мальчику, который уверен, что видит призраков.
Самое удивительное, что, даже зная финал, от повторного просмотра «Шестого чувства» можно получить громадное удовольствие. Здесь детально прописаны характеры главных героев, к которым моментально проникаешься сочувствием, и очень глубока атмосфера близости потустороннего.
Счастливая семья приезжает на отдых в загородный дом, и к ним заглядывают новые соседи — пара странных мальчишек. Поначалу они ведут себя вежливо, но стоит ситуации накалиться, как хозяевам дают понять: никто из них не выйдет отсюда живым.
К прорывной ленте австрийского радикала Михаэля Ханеке с подачи критиков прикрепился ярлык «антикино», что вполне справедливо. Настолько беспардонно автор отвергает законы построения сюжета, режиссуры и здравого смысла. Не менее шокирующе выглядит и развязка этого триллера.
История про дачных маньяков произвела такой фурор, что спустя десять лет тот же Ханеке снял покадровый голливудский ремейк «Забавных игр» с Тимом Ротом и Наоми Уоттс. Но это тот случай, когда оригинал выглядит бодрее.
Культовый независимый фильм, запустивший режиссерскую карьеру Кевина Смита и впервые представивший на экране легендарную парочку Джея и Молчаливого Боба. «Клерки» — плоть от плоти популярной культуры. На протяжении полутора часов зрителя погружают в будни обычных продавцов магазина, которые общаются с посетителями, болтают между собой, обсуждают любимое кино и бездельничают. Почему-то следить за этим практически бессюжетным фильмом оказывается чертовски увлекательно. Сегодняшние критики, вероятно, отнесли бы этот фильм к жанру «мамблкора» — камерного низкобюджетного кино, построенного на реалистичных диалогах, но в 90-е и термина-то такого не было. Были «Клерки».
Это главный фильм иконы интеллектуального кино Джима Джармуша. Не то вестерн, не то роуд-муви про мистический трип бухгалтера Уильяма Блейка в американскую глушь XIX века.
Неподготовленный к реалиям Дикого Запада, щепетильный герой Джонни Деппа быстро получает пулю в случайной заварушке, но чудом выживает… или нет? Ответ на этот вопрос предстоит искать зрителю, пройдя по пути Блейка.
Вязкое, тягучее и неуютное полотно погружает в себя, как в болото, под металлические «запилы» гениального гитариста Нила Янга. Будьте уверены: из этого путешествия никому не удастся вернуться прежним.
Внезапный привет с Востока: значимые зарубежные фильмы 90-х годов не ограничиваются одним золотым архивом Голливуда.
Книжный сюжет о проклятой кассете, убивающей каждого зрителя через семь дней после просмотра, пережил много экранизаций, но оригинал Хидэо Накаты остается непревзойденным. Он показал всему миру, чего стоит японский хоррор, и заставил западных зрителей, привыкших к набившим оскомину слэшерам, биться в приступах ужаса. Ведь здесь пугают не реки крови, внезапные шумы и дерганья камеры, а мучительная неопределенность и тягучий саспенс.
Именно «Звонок» задал моду на азиатские триллеры — без него мы едва ли увидели бы «Проклятье» и прочие «Пульсы». И пусть сейчас бывшие некогда в диковинку киношные приемы выглядят менее впечатляюще, история девочки-убийцы Садако выдержала проверку временем.
Если вам когда-нибудь казалось, что вся ваша жизнь — фальшивка и постановка, это еще полбеды. Хуже, если вам это на самом деле не кажется. Именно так случилось с главным героем «Шоу Трумана». В один ужасный день он выясняет, что за ним следят сотни камер, все его знакомые — актеры, а каждый его шаг транслируется на весь мир в популярном телесериале, разменявшем уже тридцатый сезон. Как жить в таком мире? Вопрос философский, и «Шоу Трумана» предлагает поразмышлять над ним самостоятельно. Удивительно остроумный фильм на грани смешного и печального, открывший драматический талант комедийного актера Джима Керри.
Товары из материала
Понравилась статья?
Теги статьи
Похожие статьи
Нам нравится, что вам нравится
Уверены, вы можете не хуже! Напишите статью и получите Бонусы.
Спасибо, что вам есть что сказать
Попробуйте расширить свою мысль и написать статью — и получите за это Бонусы.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность писать комментарии:
Войти